Испытательный стенд тепловозных дизельных двигателей на базе оборудования ОВЕН
Компания: НПФ ГектИС
Город: Оренбург
Используемая продукция ОВЕН:
- ПЛК210-KR программируемый контроллер с исполнительной средой СРВК и поддержкой аппаратного резервирования
- МВ210-101 модули аналогового ввода с универсальными входами (AI)
- Модули дискретного вывода (Ethernet) МУ210-410/411
- ПЧВ1 и ПЧВ2 преобразователь частоты
- КСН210-2.1 – промышленный коммутатор с 2 портами 10/100/1000Base-T и 1 портом 1000Base-X SFP
- ПЛК110 [М02] программируемый контроллер для средних систем
- ИП320 графическая монохромная панель оператора с Modbus
В Оренбурге, при участии компании "ГектИС", был реализован масштабный проект для локомотиворемонтного завода — создан испытательный стенд для дизельных двигателей тепловозов. Основа проекта — оборудование ОВЕН и комплексная система автоматизации от партнёра, специализирующегося на разработке АСУТП "под ключ".
Цель проекта
Капитальный ремонт дизель-генераторной установки (ДГУ) предполагает проведение ряда испытаний, в рамках которых симулируется работа установки в разных режимах — для диагностики, точной настройки и протоколирования характеристик. Испытания выполняются до установки ДГУ на тепловоз по следующим программам:
- обкатка и регулировка,
- предъявительские испытания,
- обкатка после ревизии,
- проверочные испытания,
- приёмо-сдаточные испытания.
Реализация
На базе оборудования ОВЕН разработана автоматизированная система управления стендом (АСИД), предназначенная для испытаний новых модификаций двигателей серии Д49: 1А-9ДГ, 2А-9ДГ, 18-9ДГ. Ранее созданный стенд продолжает обслуживать устаревшие версии двигателей.
В состав АСИД вошли:
- контроллер ПЛК210-KR,
- модули ввода-вывода: МВ210-101 (22 шт.), МУ210-204 (11 шт.), МУ210-410 (6 шт.),
- сенсорные панели СП310 (2 шт.),
- частотные преобразователи ПЧВ205, ПЧВ204, ПЧВ203 (всего 20 шт.),
- сетевые коммутаторы КСН210 (4 шт.),
- дополнительный контроллер ПЛК110,
- операторская панель ИП320 (для управления резервным питанием ПЧВ).
Программная часть системы реализована на платформе КРУГ-2000®, с применением SCADA и встроенного СРВК (Системы Реального Времени Контроллера). Все обновления и настройки контроллера происходят в режиме онлайн через ИСР КРУГОЛ — без перезагрузки оборудования.
Особенности работы стенда
АСИД позволяет воссоздать реальные условия работы ДГУ на тепловозе, контролируя и управляя:
- системой охлаждения (с учётом сезонных поправок),
- нагрузочным резистором,
- топливной и масляной системами,
- вентиляцией и дымоудалением,
- цепями электроснабжения и заземления,
- системами безопасности и детектирования взрывоопасных концентраций.
В качестве нагрузки применяется реостат, имитирующий рабочую нагрузку двигателя.
Испытания и доработки на месте
В процессе испытаний особое внимание уделяется:
- точной настройке охлаждения (в т.ч. градирен),
- управлению мощностью нагрузки,
- корректной работе ПИД-регуляторов,
- контролю безопасности.
При необходимости на стенде можно оперативно устранить дефекты, заменить узлы (генератор, стартер, насосы, фильтры) и даже провести незначительные ремонтные работы — без демонтажа двигателя.
Результаты
Внедрение АСИД позволило:
- повысить эффективность испытаний,
- сократить время выявления неисправностей,
- стабилизировать технологические процессы,
- улучшить качество финальной сборки ДГУ перед установкой на тепловоз.
Проект стал примером успешного применения решений ОВЕН и интеграции российских технологий для повышения надёжности и качества локомотивной техники.